













/из опыта работы педагогов группы № 23/
«Современные подходы к организации познавательно- исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самореализовываться.
Для развития познавательного интереса детей, любознательности, стремления к получению знаний, формирования положительной мотивации к дальнейшему обучению, организуя работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Поддерживаем инициативу детей, спрашиваем их, о чём бы им хотелось узнать. Именно с таких вопросов, обычно начинаются интересные проекты.
Развивающая среда в нашей группе представлена экспериментальным центром, который мы назвали «Академия чудес». Это позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развитию исследовательских умений.
Учитель-логопед Абдульмянова Лилия Фанисовна подготовила и провела эксперименты с воспитанниками. В ходе этой деятельности она поставила задачи:
- глубже изучить свойства окружающего мира;
- приобрести умение делать самостоятельные умозаключения и выводы;
- обогатить различные стороны их речи.
Так же была подобрана «Серия экспериментальных досугов».
Для педагогов учреждения провела семинар-практикум из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в логопедической работе».
На открытом просмотре занятия «В гости на пасеку» воспитатель Павлова Екатерина Николаевна проводила опыты с мёдом. Корзинку с инвентарём для опытов принёс на занятие персонаж - Пасечник. И дети вместе с воспитателем провели опыты: «натуральный и искусственный мёд», «генетическая память мёда», «пчелы-математики», «сбор пыльцы с цветов», «свечи из вощины». Это необычно яркое и интересное занятие надолго останется в памяти детей.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей к речевой деятельности:
- учим задавать вопросы,
- выделять последовательность действий,
- отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему?
Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества:
- учим детей договариваться, работать в паре,
- отстаивать свое мнение,
- рассуждать в диалоге с другими детьми.
Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью провели встречу «семейного клуба», на которой родители были активными участниками экспериментальных процессов. Воспитатель Тихова Светлана Вениаминовна провела серию опытов для определения состава воды, почвы. Итогом стало выступление на совете педагогов с темой «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста» из опыта работы.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ строится в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, и основываться на интересе детей, способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность, речевое развитие ребёнка и способствующему детскому экспериментированию.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самореализовываться.
Для развития познавательного интереса детей, любознательности, стремления к получению знаний, формирования положительной мотивации к дальнейшему обучению, организуя работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Поддерживаем инициативу детей, спрашиваем их, о чём бы им хотелось узнать. Именно с таких вопросов, обычно начинаются интересные проекты.
Развивающая среда в нашей группе представлена экспериментальным центром, который мы назвали «Академия чудес». Это позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развитию исследовательских умений.
Учитель-логопед Абдульмянова Лилия Фанисовна подготовила и провела эксперименты с воспитанниками. В ходе этой деятельности она поставила задачи:
- глубже изучить свойства окружающего мира;
- приобрести умение делать самостоятельные умозаключения и выводы;
- обогатить различные стороны их речи.
Так же была подобрана «Серия экспериментальных досугов».
Для педагогов учреждения провела семинар-практикум из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в логопедической работе».
На открытом просмотре занятия «В гости на пасеку» воспитатель Павлова Екатерина Николаевна проводила опыты с мёдом. Корзинку с инвентарём для опытов принёс на занятие персонаж - Пасечник. И дети вместе с воспитателем провели опыты: «натуральный и искусственный мёд», «генетическая память мёда», «пчелы-математики», «сбор пыльцы с цветов», «свечи из вощины». Это необычно яркое и интересное занятие надолго останется в памяти детей.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей к речевой деятельности:
- учим задавать вопросы,
- выделять последовательность действий,
- отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему?
Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества:
- учим детей договариваться, работать в паре,
- отстаивать свое мнение,
- рассуждать в диалоге с другими детьми.
Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью провели встречу «семейного клуба», на которой родители были активными участниками экспериментальных процессов. Воспитатель Тихова Светлана Вениаминовна провела серию опытов для определения состава воды, почвы. Итогом стало выступление на совете педагогов с темой «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста» из опыта работы.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ строится в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, и основываться на интересе детей, способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность, речевое развитие ребёнка и способствующему детскому экспериментированию.