Инклюзивное образование
Инклюверсариум - что это?
"Инклюверсариум" - сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:
- Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
- Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.
Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.
Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.
Копилка инкубатора "Инклюверсариума"
Педагоги ДОУ регулярно представляют опыт работы, практические наработки передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий на ресурсных методических центрах системы образования Нижневартовского района:
1. Передрий Т.Ф., учитель-логопед «Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды для обучающихся детей с ОВЗ и детей инвалидов», Ссылка на сайт.pdf
2. Абдульмянова Л.Ф., учитель-логопед «Вместе!»: содружество специалистов, педагогов и родителей посопровождению детей с ОВЗ», Ссылка на сайт.pdf
3. Демина Г.Ю., учитель-логопед «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с тяжёлой умственнойотсталостью». Ссылка на сайт.pdf
4. Абдудьмянова Л.Ф., учитель-логопед «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося-инвалида с умственной отсталостью лёгкой формы», Ссылка на сайт.pdf
5. Передрий Т.Ф., Абдульмянова Л.Ф., Демина Г.Ю. Методические рекомендациидля педагогов дошкольных учреждений«Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательнымипотребностями», Ссылка на сайт.pdf
6. Передрий Т.Ф. Презентация«Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями к ФГОС ДО», Ссылкана сайт.pptx
7. Передрий Т.Ф., Демина Г.Ю., Абдульмянова Л.Ф.Презентация«Инклюзивное образование в ДОУ по обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья», Ссылка на сайт.pptx
8. Демина Г.Ю. «Технология развития словарного запаса у дошкольников с ОВЗ и инвалидностью с использованием развивающих игр В.А. Кайе», Ссылка на сайт.pdf
9. Передрий Т.Ф. Презентация«Механизмы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание службы ранней помощи на базе ДОО», Ссылка насайт.pptx
10. Жерякова С.В. «Современная классификация детей с особыми образовательными потребностями», https://skazka.siteedu.ru/
11. ЖеряковаС.В. Приложение к ИАОП «Коррекционный-развивающий блок педагога психолога с ребенком ОВЗ и инвалидностью», https://skazka.siteedu.ru/
12. ЖеряковаС.В. «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата», https://skazka.siteedu.ru/
13. Борисова А.Р. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида», https://skazka.siteedu.ru/
Ранняя помощь
Организация ранней помощи
Нормативные документы:
Федеральный уровень
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2016 N 2723-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи")
Региональный уровень
- Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 года №359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2019 № 148 "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентносного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум".
- Приказ от 29.12.2017 №1194-р "Об организации ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре".
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 4 мая 2016 г. №703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Муниципальный уровень
- ПостановлениеАдминистрацииНижневартовскогорайонаот 29.09.2020 №1440 "ОбутвержденииПорядкаработыисоставатерриториальнойпсихолого-медико-педагогическойкомиссииНижневартовскогорайона"
- Постановление Администрации Нижневартовского района от 25.09.2020 №1440 "Об утверждении Порядка работы и состава территориальной психолого-медико психологической комиссией Нижневартовского района".