Инклюзивное образование

Инклюверсариум - что это?

                                                      

"Инклюверсариум" - сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

   Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

   Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

   В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

   Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.

   Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.

Копилка инкубатора "Инклюверсариума"

  Педагоги ДОУ регулярно представляют опыт работы, практические наработки передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий на ресурсных методических центрах системы образования Нижневартовского района: 

1. Передрий Т.Ф., учитель-логопед «Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды для обучающихся детей с ОВЗ и детей инвалидов», Ссылка на сайт.pdf

2. Абдульмянова Л.Ф., учитель-логопед «Вместе!»: содружество специалистов, педагогов и родителей посопровождению детей с ОВЗ», Ссылка на сайт.pdf

3. Демина Г.Ю., учитель-логопед «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с тяжёлой умственнойотсталостью».  Ссылка на сайт.pdf

4. Абдудьмянова Л.Ф., учитель-логопед «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося-инвалида с умственной отсталостью лёгкой формы», Ссылка на сайт.pdf

5. Передрий Т.Ф., Абдульмянова Л.Ф., Демина Г.Ю. Методические рекомендациидля педагогов дошкольных учреждений«Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательнымипотребностями», Ссылка на сайт.pdf

6. Передрий Т.Ф. Презентация«Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями к ФГОС ДО», Ссылкана сайт.pptx

7. Передрий Т.Ф., Демина Г.Ю., Абдульмянова Л.Ф.Презентация«Инклюзивное образование в ДОУ по обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья», Ссылка на сайт.pptx

8. Демина Г.Ю. «Технология развития словарного запаса у дошкольников с ОВЗ и инвалидностью с использованием развивающих игр В.А. Кайе», Ссылка на сайт.pdf

9. Передрий Т.Ф. Презентация«Механизмы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание службы ранней помощи на базе ДОО», Ссылка насайт.pptx

10. Жерякова С.В. «Современная классификация детей с особыми образовательными потребностями», https://skazka.siteedu.ru/

11. ЖеряковаС.В. Приложение к ИАОП «Коррекционный-развивающий блок педагога психолога с ребенком ОВЗ и инвалидностью», https://skazka.siteedu.ru/

12. ЖеряковаС.В. «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата», https://skazka.siteedu.ru/

13. Борисова А.Р. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида», https://skazka.siteedu.ru/

Ранняя помощь

                                Организация ранней помощи      

Нормативные документы:

      Федеральный уровень

      Региональный уровень

      Муниципальный уровень

Локальные акты учреждения

Курсы повышения квалификации педагогов, осуществляющие работу с обучающимися с ОВЗ

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie